Совместные образовательные программы стран ЕАЭС позволят обогатить содержание и расширить спектр тем диссертаций
6 декабря 2021
В продолжение серии интервью о развитии академической мобильности на территории Евразийского экономического союза редакция ЦЕАМИ побеседовала с кандидатом филологических наук, деканом факультета журналистики Белорусского государственного университета Ольгой Михайловной Самусевич.
– В число Стратегических направлений развития евразийской интеграции до 2025 года впервые с момента создания ЕАЭС были включены такие сферы как образование и наука. Как Вы оцениваете перспективы экономической интеграции в указанных областях?
На мой взгляд, такие сферы, как образование и наука, должны быть в числе приоритетных стратегических направлений развития евразийской интеграции, поскольку они ориентированы на перспективу: во многом определяют характер экономических отношений стран ЕАЭС в будущем и укрепляют их позиции и авторитет в мире.
– Некоторые эксперты рассуждают о необходимости создания унифицированной системы образования в рамках ЕАЭС. Как Вы оцениваете данную перспективу?
Я поддерживаю объединение усилий по созданию унифицированной системы образования в рамках ЕАЭС, однако с учетом сохранения национальных наработок. В настоящее время я бы отметила актуальность создания сетевых университетов и совместных магистерских программ.
– Имеет ли смысл разработка единых образовательных стандартов по журналистике для государств-членов Евразийского экономического союза? Создание сетевых университетов?
Я поддерживаю данную инициативу. Единый образовательный стандарт по журналистике позволит повысить взаимодействие в медиасфере и профессиональное взаимопонимание, будет содействовать сохранению норм и принципов правового регулирования в инфопространстве ЕАЭС, что, как результат, повысит информационную безопасность государств-членов Евразийского экономического союза.
– Как Вы оцениваете перспективу реализации совместных магистерских программ по журналистике и программ подготовки кадров высшей квалификации на пространстве ЕАЭС?
Большинство стран-членов Евразийского экономического союза имеют богатый опыт журналистcкого образования, свои научные школы, развитые национальные медиасистемы, поэтому совместные образовательные программы позволят нам обогатить содержательный компонент данных программ, а также расширить тематический диапазон диссертаций, углубив исследования за счет анализа и сравнения достижений стран-участниц.
– Какие факторы сегодня препятствуют расширению кооперации вузов и развитию академической мобильности в ЕАЭС? Например, если рассматривать опыт сотрудничества факультетов журналистики на постсоветском пространстве?
Возможным препятствием может стать разный рейтинг университетов в мире, эпидемиологическая и социально-политическая ситуация, а также специфика, прежде всего нормативно-правовая, национальных систем образования и государственная образовательная политика.
– Какие возможности для студентов вузов ЕАЭС сегодня предлагает Ваш факультет?
Факультет журналистики БГУ сегодня предоставляет следующие образовательные услуги:
- Повышение квалификации и переподготовка кадров;
- Стажировка студентов и педогогических сотрудников;
- Подготовка кадров высшей квалификации;
- Образовательные программы:
1 ступени образования (4 года): “Журналистика (по направлениям)”, “Журналистика международная”, “Информация и коммуникация”;
2 ступени образования (1 год; 1,8 года; русскоязычные и англоязычные): “Журналистика”, “Коммуникации”;
- Возможны совместные образовательные программы.