Отказ Аргентины от БРИКС: что впереди?

27 ноября 2024

В настоящее время в формировании многополярного мира важную роль играет геополитический альянс БРИКС+. Эта организация объединяет страны с различными культурными, экономическими и географическими характеристиками и призвана укреплять их положение на мировой арене. Сегодня в БРИКС+ входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика, а также присоседившиеся с 1 января 2024 года Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Эфиопия и Египет. В период правления бывшего президента Аргентины Альберта Фернандеса страна несколько раз за 2023 год объявляла о желании вступить в организацию, однако со сменой власти политический вектор изменился. За несколько дней до официально обозначенной даты вступления в БРИКС Аргентина отказалась от своих намерений. В этом контексте отказ страны от членства в БРИКС послужил причиной дискуссий экспертов, политологов и аналитиков. Такое решение президента Хавьера Милея безусловно скажется на ходе развития государства и Латиноамериканского региона в целом.

Говоря о последствиях отказа Аргентины от вступления в БРИКС, необходимо обратить внимание на причины этого решения и исторически сложившуюся нестабильность в стране. «Решение не вступать в БРИКС — это вопрос исключительно политический», — подчеркивает заведующий учебно-научной лабораторией изучения экономик стран БРИКС экономического факультета МГУ Евгений Капогузов. То есть идеология и экономическая политика нынешнего правительства связана с либераторианством и отказом от сотрудничества со странами, которые Милей считает автократичными. Это прежде всего Китай, Россия и Бразилия. С Бразилией у Аргентины были очень разные волны взаимодействия, интеграции в рамках МЕРКОСУР (субрегионального южноамериканского торгово-экономического объединения — ред.) и других союзов, а также схожей проблематики испытываемых проблем.

Однако Капогузов отметил, что Аргентине, во-первых, достаточно собственных экономических проблем, которые копились годами, а, во-вторых, эти проблемы обострились после вступления в должность и некоторых волюнтаристских шагов нового президента. Этого же мнения придерживается Владимир Давыдов, научный руководитель института Латинской Америки РАН, который полагает, что «отказ Аргентинского государства вступать в БРИКС — это решение довольно экзотической фигуры нынешнего президента, который оказался в президентстве во многом благодаря тому, что его предшественники совершили немало ошибок в своих решениях, в данном случае — представители хустисиалистской партии — перонисты». При бывшем лидере страны Альберто Фернандесе Аргентина традиционно ориентировалась на европейских партнеров, и в меньшей степени на США, и это исторически так происходило. Давыдов отметил, что именно поэтому для Аргентины важны диверсифицированные внешнеэкономические связи. 

— «Из-за недовольства действиями Милея, Аргентина при перемене политического цикла сможет вернуться в то русло, какое было ей свойственно в течение периода демократического развития послевоенной диктатуры. То есть более сбалансированное, более ориентированное на страны европейского союза, на страны БРИКС, на интеграцию в рамках стран Латинской Америки», — подчеркнул эксперт. 

Государства при вступлении в такие организации, как БРИКС, безусловно рассчитывают на расширение и укрепление торговых связей, решение экономических вопросов. В спектре таких задач для Аргентины можно выделить, например, проблему государственного долга.

По словам Давыдова, «МВФ (Международный валютный фонд — ред.), который контролирует ситуацию с госдолгом Аргентины, готов идти навстречу, учитывая сложное экономическое положение страны». По данным исследования информагентства РИА Новости, Аргентина по итогам 2023 года стала лидером по инфляции с показателем в 211%, и по прогнозам Trading Economics на 2024 год она возрастет до 237%. В начале 2024 года в Аргентине была делегация МВФ, и обе стороны заинтересованы в том, чтобы найти решение по такому сложному для страны вопросу. 

Однако эксперт считает, что с отказом от вступления в БРИКС это связано в очень малой степени. 

— «В данном случае решение Милея — это негативное обстоятельство именно для репутации Аргентины на международном финансовом рынке. Если имидж пострадал, значит и финансовый рейтинг Аргентины пострадал, и ей сложнее решать проблему внешней задолженности», — отметил Давыдов.

Наибольшая потеря, на взгляд аргентинского аналитика Кристиана Ламесы, это утрата серьезности страны на международном уровне, потому что президент Милей пренебрег приглашением стать частью БРИКС, о котором просило предыдущее правительство, — подчеркнул эксперт в интервью агенству РИА Новости.

Важным моментом является то, что БРИКС+ пока — геополитическое объединение, а не экономическое. То есть в значительной степени государственным долгом Аргентины владеют такие международные финансовые организации, как Международный валютный фонд и Всемирный банк. Примерно на треть эти организации состоят из членов парижского клуба, то есть кредиторов Аргентины, которые относятся к государственным или квазигосудасртвенным, национальным структурам, контролируемым G7 («большой семеркой» — ред.). По словам Евгения Капогузова, «Аргентине в данном контексте проще такое публичное дистанцирование от БРИКС. Тогда страна решит проблемы исключительно политические, и G7 может пойти на структуризацию ее долга или снижение процентных ставок, либо на предоставление новых займов. Но это лежит в плоскости не экономической политики, а больше самой политики», заключил эксперт.

На торговые же связи выбор Аргентины в пользу отказа от вступления в объединение прямо не повлияет, дополнил Давыдов. 

— «Устроенные торговые связи с Китаем и ее отказ от вступления в БРИКС — не взаимосвязанные вещи. Конкретно Китай в случае с Аргентиной проводит свою политику, не привязывая ее к каким-то принципам действия БРИКС+», — подчеркнул эксперт.

Виктор Хейфец, профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ, также полагает, что в экономическом плане никаких последствий негативных и позитивных для Аргентины нет. В интервью телеканалу «Звезда» он отметил, что Милей и его команда посчитали, что международные финансовые институты и США смогут дать больше, нежели чем дало бы сотрудничество с БРИКС. 

Об отсутствии «добавленной стоимости» от вступления Аргентины в объединение высказывались и официальные лица государства. Посол республики в Москве Энрике Игнасио Феррер Виейра в интервью РИА Новости подчеркнул, что Буэнос-Айрес наладил собственные каналы общения с Китаем, Индией, Бразилией, ЮАР и не видит перспектив вступления в БРИКС. Первоочередная задача для Аргентины – вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), — дополнил дипломат.

В то же время директор Центра исследований внешней торговли XXI века Мигель Понсе в интервью ТАСС подчеркнул, что на страны блока приходится 30% аргентинского экспорта. Стране «необходимо деидеологизировать дипломатические отношения, поставив национальные интересы на первое место», — отметил Понсе.

В конце сентября нынешнего года на заседании президиума Госсовета, посвященном российскому экспорту, президент России Владимир Путин отметил, что доля БРИКС в мировом ВВП растет, а «большой семерки» — падает, и это говорит о формировании рынков будущего, где Россия должна использовать свои экспортные возможности. 

Вклад стран БРИКС в мировую экономику превышает долю так называемой «большой семерки» и продолжает расти, указал Путин и привел цифры: G7 в 1992 году составляла 45,5% мирового ВВП, а в 2022 году — уже 30,5%, и по прогнозу на 2028 год будет составлять 27,9%. Страны же БРИКС, по его данным, без учета новых членов этой организации в 1992 занимали в мировом ВВП 16,7%, а в 2022 году — 31,4%, и по прогнозу на 2028 год — 33,8%.  

Поэтому при рассмотрении положения Аргентины имеет значение как отразится отказ от вступления в БРИКС на ВВП этого государства. По оценке за этот год Международный валютный фонд и другие организации, анализирующие экономическое развитие, в консолидации прогнозируют падение экономики в Аргентине на 3 — 4%. Но есть отрасли, которые выигрывают от экономической интеграции и глобализации, а есть, которые проигрывают. В частности, считается, что в Аргентине не сильно уменьшились в объемах отрасли, связанные с экспортом, и, соответственно, выиграли от падения курса национальной валюты. Кроме того, у Аргентины номинальный ВВП существенно меньше, чем ППС (паритет покупательной способности — ред.), а это значит, что уровень цен ниже, чем в других странах, чему причина девальвация. Хоть и ВВП Аргентины в последние годы то возрастал, то начинал падать, статистические данные по экономике страны показывают, что в 2008 году ВВП на душу населения в государстве был в полтора раза выше, чем сейчас. То есть реальная покупательная способность населения ухудшается.

Таким образом, решение президента Аргентины в любом случае скажется негативно на государственном производственном секторе страны. Капогузов считает, что «действия Милея —  исключительно политические игры, когда он в большей степени пытается эпатировать публику, чем думать об экономике». По мнению эксперта, «Милей, заявляя о себе как об экономисте, предпринимает шаги исключительно не имеющие отношения к долгосрочным целям развития страны». Это подтверждают и цифры: по данным аргентинского сайта infobae страна стремится к минимальному экономическому росту среди всех государств Латинской Америки в 2024 году.

Рассматривая ситуацию в целом, вступление в такие альянсы, как БРИКС+, подразумевает долгосрочный эффект. Это касается системной работы интеграционного взаимодействия, результат от которого проявляется не быстро. В пример можно привести технологическую кооперацию и единое образовательное пространство — то есть те сферы, которые связаны с использованием совместного потенциала, общих процессов, когда страны работают в совокупности. И несмотря на то, что в 2022 году был прирост экономики Аргентины 2,5%, в 2024 году утверждается падение. Капогузов пришел к выводу, что, «кроме как популистскими речами Милея с лозунгами о свободе и ее важности, как на последнем выступлении на сессии Генассамблеи ООН 24 сентября, Аргентине похвастаться нечем».

В БРИКС+ как в альянс можно привнести только две вещи: финансовые, людские, технологические и другие ресурсы, а также какой-то авторитет. На взгляд Капогузова, «каждая новая страна БРИКС+ естественно добавляет веса, потому что дает количество единиц в мировом ВВП и мировой торговли». «Аргентина — очень важный элемент в многополярном мире, потому что страна входит в «большую двадцатку», в которую из присоединившихся к организации в рамках расширения государств не так много стран входит. К тому же на Латиноамериканском континенте такая страна, как Аргентина, существенно имеет и мягкую силу, благодаря своим футбольным успехам, например», —отметил Капогузов. 

— «Вступление Аргентины в альянс особо не повлияло бы на статус основателей и цели БРИКС. Цель организации носит сейчас в большей степени декларативный характер, когда страны-члены «за все хорошее и против всего плохого», «ни с кем не воюем и со всеми дружим», — дополнил эксперт. 

Капогузов приводит в пример Евросоюз: долгие волны присоединения стран были связаны с тем, что экономики, допустим, относительно слабых государств присоединялись к экономикам Европейского Союза, где были обязательства по поддержанию и гармонизации экономики стран-членов в рамках бюджета ЕС. Но бюджета БРИКС+ нет, кроме как каких-то бюджетов для мероприятий, форумов. В организации нет такого бюджета, куда странам нужно было бы обязательно отчислять, как раз в отличие, к примеру, от Нового банка развития. 

— «Вступление бы могло повлиять позитивно, но исключительно с точки зрения создания новых рынков сбыта, привлечения в перспективе новых возможностей, то есть движения товаров-услуг. Хотя и сейчас эти движения все равно регулируются скорее нормами ВТО (Всемирной торговой организации), чем положениями БРИКС+. В основном механизмы взаимодействия государств, состоящих в БРИКС+, базируются на очень технологической кооперации, на различных институтах, которые позволяют осуществлять совместные исследования, образовательные и культурные миссии, но никак не экономические», — подчеркнул эксперт.

В системе взаимодействия стран БРИКС+ важное место занимает Новый банк развития. Это структура, созданная в 2015 году, была нацелена на поддержку инфраструктурных, в первую очередь, проектов, связанных с развитием физической инфраструктуры, то строительством мостов, тоннелей, дорог и прочего, а также каких-то реформ по аналогии с Всемирным банком. Милей утверждал, что страна не может вступить в НБР из-за нехватки средств. Капогузов отметил, что «Аргентина поэтому была бы именно «реципиентом» — получателем — этих средств, в отличие от Китая, который является основным «донором» этого банка». 

— «В ситуации, когда у страны, то есть у Аргентины, нет ресурсов для внесения, — не ясны перспективы развития. Поскольку в настоящий момент позиция Аргентины конкретна с точки зрения присоединения к институтам БРИКС+, то к Новому банку развития страна закрыла себе дорогу, которая вряд ли будет открыта», — заключил эксперт.

Действия Аргентины, и в частности ее президента, приводят к тому, что в настоящее время государство ориентируется всего на 12% мира, игнорируя остальные почти 80%, заявил международный аналитик Марсело Монтес. То, какие преимущества упустила страна после отказа от вступления в БРИКС, ощущается на раскладе дел внутри самой Аргентины, и при сохранении нынешнего политического курса прогнозы на будущее не оставляют положительных оценок.

Автор текста: Анастасия Лукина.

Источник фото.