История успеха. Эпизод 1
28 июня 2022
В нашей новой рубрике мы беседуем со студентами вузов постсоветского пространства, которые решили продолжить обучение журналистике в России и построили здесь успешную карьеру. Нашим первым гостем стал д.ф.н, доцент, и. о. заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации Андрей Владимирович Вырковский.
Андрей Владимирович, добрый день! Вы являетесь самым молодым доктором факультета журналистики МГУ. Также хотим поздравить Вас с тем, что Вы стали заведующим кафедрой. В одном из интервью Вы упомянули, что попали в науку случайно. Как это произошло?
Спасибо, тронут! На самом деле мой путь получился довольно классическим. Я защитил свой диплом, а после пошел преподавать на самом факультете. В итоге в процессе распробовал суть науки: она мне заинтересовала и я, так скажем, «попал». Теперь получаю невероятное удовольствие от того, что занимаюсь тем, что мне действительно нравится.
Сначала Вы учились в Белорусском государственном университете, а потом перевелись в МГУ?
Была программа академической мобильности, и людей из стран СНГ приглашали сюда, чтобы они не только росли над собой, но и создавали фундамент для добрососедских отношений.
Я перевелся из Белорусского университета в Московский на третий курс. И уже в МГУ доучился три последних курса: третий, четвертый, пятый. Потом я поработал. Понял, что журналистика мне больше не очень интересна, и вернулся сюда преподавать. Преподавая, понял, что есть еще и наука. Именно она меня и захватила.
Насколько сильно на Ваш взгляд отличались программы в обоих вузах?
Я бы не сказал, что были какие-то принципиальные различия. Какие-то похожие дисциплины были и в Беларуси, какие-то нет. Академическая разница была не очень большой. При переводе большинство предметов мне перезачли. В БГУ я учился в группе международной журналистики, поскольку там группы по направлениям формировались с первого года. Поэтому в МГУ я поступил на то же направление.
Как Вы оцениваете медиасистемы, сравнивая Россию и Беларусь на современном этапе? Что их объединяет, а какие черты являются разобщающими?
На мой взгляд, сейчас все идентично, с поправкой на размеры стран. Условно говоря, раньше в Беларуси был более развит сегмент новых медиа на национальном уровне: социальные сети, мессенджеры, в особенности Telegram. В России такого не было. Сейчас же можно говорить, что медиасистемы обеих стран развиваются примерно на одном уровне.
Многие студенты в рамках программы академической мобильности сталкиваются с определенными трудностями на первых этапах: могли бы Вы поделиться Вашим опытом переезда из Белоруссии в Россию?
Особых трудностей не было. На первом году обучения даже была стипендия.
В Москве не так сложно осваиваться. Если и были какие-то сложности, то скорее личного характера, а не институционального. Особых проблем нет, если нет языкового барьера. У меня его не было, поэтому все было в порядке. Дело скорее в каждом конкретном человеке, всю люди разные, кому-то легче, кому-то сложнее, ну это опять личные истории, которые никакого отношения не имеют к адаптации.
Если бы Вам пришлось выбирать между преподавательской деятельности или наукой, то каким бы был Ваш выбор?
Хороший вопрос! И то, и другое: они совместны. Здесь нет одного ответа. Одно без другого не имеет смысла. Скорее у меня ключевые интересы лежат вообще в области третьего, а не в области науки или преподавания. Но если уж альтернатива такая, то и то, и другое – в связке. Если говорить о третьем, то я люблю делать разные проекты. Главное, чтобы они получались.
Что Вам больше всего нравится в преподавательской деятельности, а что в науке?
В преподавательской деятельности – когда я действительно могу людей чему-то научить. А в науке – когда узнаешь что-то новое. Суть и соль науки – получить новое знание. Я получаю от этого удовольствие.