Эркин Алымбеков: Говорить о том, какая национальная группа составляет ядро русскоязычной аудитории онлайн-медиа в Кыргызстане сегодня, очень сложно
23 марта 2023
Что происходит с онлайн—медиа в Кыргызстане?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, редакция ЦЕАМИ поговорила с Эркином Алымбековым, шеф-редактором «Спутник Кыргызстан».
Каким онлайн—медиа сегодня отдает предпочтение русскоязычная аудитория Кыргызстана?
Однозначно сказать, каким онлайн—медиа отдает предпочтение именно русскоязычная аудитория, сложно, но Бишкек и Чуйская область чаще всего выбирают медиа—пространства Facebook* и Twitter* . Это и есть, как правило, русскоговорящая аудитория. Причем не русские, а именно русскоговорящие, включая представителей титульной нации.
В регионах реже говорят на русском языке, чем в столице. Здесь аудитория отдает предпочтение Instagram*. К сожалению, паблики на кыргызском языке, паразитирующие на новостях СМИ, в этой социальной сети нередко популярнее, чем страницы самих медиа. Поэтому люди в регионах часто называют самыми популярными СМИ не информационные агентства, а именно паблики в социальных сетях.
Какие национальные группы составляют ядро русскоязычной аудитории республики?
Как я упомянул уже ранее, к русскоязычной аудитории относятся не только лица славянской наружности. В Бишкеке и Чуйской области немало кыргызов, которые говорят и думают на русском языке. И говорить о том, какая национальная группа составляет ядро русскоязычной аудитории довольно сложно без специальных исследований. Грубо говоря, довольно сложно судить, кого больше — русских, которые говорят на русском, или кыргызов, которые говорят на русском. К тому же есть этнические меньшинства, говорящие на русском: уйгуры, корейцы, дунгане, узбеки и так далее. Это крайне многогранная аудитория.
Какие основные тенденции медиапотребления русскоязычной аудитории Кыргызстана сейчас можно выделить?
Основные тенденции медиапотребления русскоязычной аудитории ничем не отличаются от остального мира. Понятно, что сейчас видеоконтент становится все популярнее. Это доказывают YouTube и TikTok. И если первой платформе понадобилось около 15 лет, чтобы заставить миллиард пользователей зарегистрироваться, то TikTok только за год уже мог похвастаться этой цифрой, а тенденциям его роста остается только завидовать. Причем клиповое мышление становится все более популярным, а хронометраж на захват интереса – все короче. Быстрое потребление контента аудиторией — ключ к развитию на рынке. Если около десяти лет в воздухе уже витала догма о том, что человек устает после 30 секунд, например, просмотра синхрона без перебивок, то теперь палец «свайпает» вверх секунду—две спустя, если видео мгновенно не привлекло внимание. Потому что рынок переполнен. Выбор контента огромный, поэтому потребитель избирателен, а СМИ, если они хотят оставаться популярными и не терять своего влияния, должны подстраиваться под новый формат и новые запросы аудитории.
Насколько востребованы онлайн—СМИ в Кыргызстане среди представителей аудитории старшего возраста?
Старшее поколение все больше переходит к чтению новостей со смартфона. Так что аудитория “выросла” и в возрастном показателе. О большинстве не могу утверждать, да и точные цифры лучше оставить на обсуждение социологам. Но довольно многие представители старшего поколения давно уже сделали своей привычкой смотреть новости по телевизору, хотя смартфоны есть почти у всех, и многие вполне освоили интернет—контент. Думаю, что еще лет пять и телевизоры у 50% населения страны вполне могут служить разве что для просмотров сериалов, кино, YouTube и прочего интернет—контента.
Насколько успешно традиционные СМИ Кыргызстана адаптируются под цифровые реалии современного медиарынка?
Говорить об особом успехе нашего рынка в общем я пока не могу — потихоньку адаптируются, потихоньку приходят к тому, что ведение таких площадок, как Telegram или TikTok не должно упираться в усилия одного человека. На такие площадки нужно сделать больший акцент и в плане развития, и в плане человеческих ресурсов. Потому что, например, в Telegram новость могут прочитать в десять раз больше пользователей, чем традиционно через онлайн—СМИ и сайт, как это было еще несколько лет назад. Думаю, что проблема трансформации традиционных СМИ наблюдается не только в Кыргызстане, но и во всем мире. Это доказывает популярность блогеров: когда один человек может стать влиятельнее целой компании с сотней наемных работников.
А какие жанры и форматы традиционных СМИ Кыргызстана наиболее успешно интегрировались в социальные сети и «прижились» на иных цифровых медиаплатформах?
Мне кажется, что телевидение имеет все ресурсы для того, чтобы успешно «перекочевать» на популярные платформы вроде TikTok. Только старая школа (операторы, монтажеры да и сами журналисты) нередко настолько закостенели в плане традиционной «школы», что либо не хотят, либо уже и не могут адаптироваться под новые реалии. Причем тренды диктует часто именно молодая аудитория. Это касается частоты смены кадров, трендов в музыке, челленджей и прочего. Используя все эти инструменты, но внедряя свою идею, вполне можно быть на «волне». Или как сейчас принято говорить среди молодой прослойки — быть на одном «вайбе» с ними. Традиционным СМИ придется играть по новым правилам медиарынка, иначе они просто не выживут.
В каком векторе, на Ваш взгляд, будут развиваться онлайн СМИ в ближайшие годы?
Сейчас самые популярные соцсети начинают повторять за TikTok. В YouTube это шортсы (прим. короткие видео), в Instagram* — рилсы (прим. короткие видео). TikTok произвел фурор своим входом на рынок медиаплатформ. Как я и сказал в самом начале, все чаще контент, который нас интересует в нашем смартфоне — это видео. Мне кажется, ставка будет сделана на видео- и аудиоконтент. Как сказал один из наших коллег, это часто зависит от того, чем ты занимаешься в момент, когда хочешь обратиться к своему гаджету. Чаще всего мы листаем ленту, пока добираемся до работы, а смотрим и слушаем контент пока занимаемся бытовыми делами.
Беседовала: Алиса Иванец
*- организации, деятельность которых запрещена на территории РФ
Источник фото: Личный архив Эркина Алымбекова.