«Основой развития академической мобильности в ЕАЭС является проектное сотрудничество»

7 октября 2021

5 октября состоялась лекция к.ф.н., директора Центра Евразийских Медиаисследований факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (ЦЕАМИ) Ольги Юрьевны Вихровой, посвящённая теме «Барьеры и перспективы развития академической мобильности в странах ЕАЭС». Встреча состоялась в рамках заключительного этапа «Неделя в Нур-Султане» при участии международной программы МедИАЦия. 

В ходе выступления эксперт затронула тему возможных направлений развития межгосударственных образовательных отношений в ЕАЭС, среди которых выделяются:

– Разработка общих образовательных стандартов для государств-членов Евразийского экономического союза;

– Создание сетевых университетов на пространстве ЕАЭС; 

– Развитие академической мобильности студентов и преподавателей;

– Реализация совместных программ подготовки кадров высшей квалификации;

– Реализация совместных научных проектов, в том числе организация центров научного взаимодействия. 

«Основой развития академической мобильности в ЕАЭС является проектное сотрудничество как на разных территориальных уровнях, так и на функциональных», – отметила Ольга Вихрова.

Также в ходе лекции спикер затронул тему главенствующих тенденций на рынке академической мобильности ЕАЭС. Среди них отдельное внимание уделяется специфичности географии академической мобильности: «Мы сталкиваемся с несопоставимостью цифр, характеризующих поток студентов из государств Союза, которые отправляются на обучение за рубеж, и иностранных студентов, приезжающих на обучение в ЕАЭС. К сожалению, пока показатели не в нашу пользу.

Кроме того, мы также можем отметить, что привлекательность вузов стран ЕАЭС зависит от величины города, в котором они находятся. Как следствие, мы сталкиваемся с несоразмерностью участия в программах академической мобильности крупных вузов, расположенных в столицах и в региональных центрах», – отметила эксперт. Помимо этого, Ольга Вихрова также выделила несбалансированность академической мобильности студентов на территориях стран-участниц ЕАЭС, – «Программы академической мобильности представляют интерес как для учащихся вузов, так и для преподавательского состава. Однако уже сегодня мы сталкиваемся с определёнными трудностями на пути к реализации межгосударственного сотрудничества факультетов журналистики в рамках деятельности Центра евразийских медиаисследований.»

В ходе выступления спикер выделила необходимые в настоящее время условия для реализации подобных программ. В их числе: единая платформа, обеспечивающая повышение информированности населения стран о существующих межгосударственных проектах, реализуемых в рамках межвузовского сотрудничества, гранатовое финансирование проектов на этапе запуска, а также повышение привлекательности вузов, в частности, отраслевых, стран ЕАЭС.