Активизацию бизнес-диалога на евразийском пространстве обсудили на Неделе российской дипломатии
21 апреля 2022
19 апреля на базе Регионального центра публичной дипломатии и международных отношений имени Евгения Максимовича Примакова в рамках III Недели российской дипломатии прошла серия мероприятий, объединенных темой «Интеграционные процессы в современном мире: проблемы и перспективы».
Проблему низкого уровня информированности о деятельности ЕАЭС и преимуществах интеграции среди представителей бизнеса представила в своем докладе директор Центра евразийских медиаисследований МГУ имени М.В.Ломоносова к.ф.н. Ольга Юрьевна Вихрова. Спикер подчеркнула, что развитие Евразийской сети промышленной кооперации и успешная реализация соответствующих трансграничных проектов невозможны без построения диалога между представителями бизнес-сообществ государств «пятерки», а одну из ключевых ролей в его построении и активизации играют именно медиа.
Подчеркнув, что в сложившейся геополитической ситуации для предпринимателей ЕАЭС образуются новые возможности в отношении российского и белорусского рынков и представив данные, иллюстрирующие структуру и характеристики импорта РФ, а также уровень информированности среднего и крупного бизнеса стран-участниц о ЕАЭС, Вихрова отметила, что данный уровень информированности не способствуют стремлению предпринимателей к идентификации ниш, испытывающих недостаток продуктов промышленного и интеллектуального производства в других странах ЕАЭС, а также анализу возможностей, которые там открываются.
– На текущем этапе можно выделить три элемента, которые необходимы как для эффективного построения диалога между предпринимателями, так и для вовлечения их в процесс обсуждения готовящихся и уже принятых законодательных изменений в их отраслях. Прежде всего, это активизация базового информационного сопровождения интеграционных процессов с целью повышения информирования о ЕАЭС населения стран. Это напрямую влияет не только на информированность предпринимателей, но и на миграцию рабочей силы, – пояснила эксперт.
В качестве второй составляющей она выделила формирование евразийской бизнес-повестки в национальных деловых СМИ.
– Третий элемент – создание и продвижение единого информационного портала, условного «Евразийского портала поставщиков», который уже на современном этапе позволил бы представителям национальных бизнес-сообществ объективно оценивать существующий рынок предложений и спрос на конкретные виды продукции, в том числе сырья, а также получать данные о поставщиках, заказчиках и выполненных ими контрактах, – подытожила свой доклад Ольга Юрьевна.
Портал поставщиков может стать информационной площадкой, которая позволит объединить не только крупные и средние компании, как это происходит сейчас, но и вовлечь в кооперационные цепочки представителей малого бизнеса, что крайне важно не только с точки зрения экономического развития государств, но и для обеспечения поддержки интеграции «снизу».
Также спикером мероприятия выступил руководитель департамента инвестиционной, инновационной политики и внешнеэкономических связей министерства экономического развития и инвестиций Самарской области, к.э.н. Дмитрий Валентинович Абрамов. В ходе своего доклада он подробно остановился на внешнеторговом обороте Самарской области и подчеркнул усиление экономических связей между Россией и другими государствами-участниками ЕАЭС. Также спикер отметил, что данные процессы начались ещё задолго до образования Евразийского экономического союза.
– Начиная 80-х годов XX века мировая система вступила в активный процесс глобализации. Между странами стали исчезать границы. В первую очередь, это касалось передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.Что такое современная международная экономическая интеграция? Это как раз снятие тарифных и нетарифных барьеров в торговле, а также предоставление возможности людям перемещаться между странами в получении работы без препятствий, – пояснил Дмитрий Валентинович.
Руководитель реготделения «Деловой России» Дмитрий Владимирович Хилов предложил рассмотреть тему активизации диалога между странами ЕАЭС в контексте развития бизнес-дипломатии. Спикер также отметил, что за последние 8 лет Россия сделала огромный шаг в актуализации данного направления. В связи с чем сегодня наблюдается огромная заинтересованность в специалистах такого плана.
– Бизнес-дипломатия является частью экономической дипломатии. Она действует на микроуровне. Ведь какие бы не были отношения с партнерами – торговать надо, – проиллюстрировал Хилов, – Глобализация рынка подталкивает к тому, что в любой ситуации нужно поддерживать связи со всеми странами. На уровне бизнеса всегда должен быть диалог: необходимо слушать друг друга, развивать экономику, поддерживать связи.
Трансляцию мероприятия можно посмотреть на сайте Регионального центра публичной дипломатии и международных отношений имени Евгения Максимовича Примакова.