Директор ЦЕАМИ Ольга Вихрова приняла участие в панельной дискусии форума «Евразия Global»

4 сентября 2021

В ходе своего выступления Ольга Вихрова отметила, что поколения, которые вырастут в условиях насыщенной интеграционной повестки будут, как минимум, более устойчивы против идеологического экстремизма, а также способны учитывать и эффективно использовать экономический потенциал межгосударственной интеграции, в частности, и промышленной кооперации между странами. «Сегодня мы говорим о возможности создания электронной биржи труда в ЕАЭС, диджитал-экосистем в области здравоохранения, сельского хозяйства и других отраслей экономики, а завтра это станет реальностью. И для того чтобы эффективно функционировать в этой новой среде и в полной мере использовать ее преимущества, необходима свободная ориентация в этих формирующихся условиях, в реалиях межгосударственного сотрудничества».

По мнению директора ЦЕАМИ, сегодня крайне необходимо активно освещать интеграционные процессы и, прежде всего, выстроить единую или хотя бы частично скоординированную информационную политику государств. «Мы часто рассуждаем о том, что этатизм – явление с точки зрения медиапространства негативное. Но именно сильное госучастие еще позволяет в настоящее время говорить о возможности формирования если не единой, то согласованной интеграционной повестки на территориях стран ЕАЭС, обеспечивающей формирование интеграционного мышления у населения», – отметила Вихрова.

Продолжая тему выстраивания диалога с молодежью, эксперт подчеркнула, что нужно искать новые форматы контента, пригодные для освещения интеграционной повестки, но, в первую очередь, реально востребованные у поколения Z и не отличающиеся от их повседневных практик. «Мы можем интегрировать наиболее успешные практики коллег из государств-участников, но, к сожалению, они отсутствуют. Молодежь потребляет короткий аудиовизуальный контент, способна обрабатывать большие его объемы, но концентрация внимания у зумеров не превышает 8 секунд. Кто и что подобного формата в настоящее время предложил рынку? Никто и ничего. Все материалы о евразийской интеграции выглядят заумно и рассчитаны на зрелую аудиторию».

В качестве примера отсутствия визуального символа ЕАЭС в молодежной среде эксперт продемонстрировала всемирноизвестные интернет-мемы countryballs.
«Фактически, при помощи этих символов достигается консолидация общественного мнения против или в поддержку политики конкретного государства или интеграционного объединения, распространяются сложившиеся этнополитические стереотипы или создаются новые. Проект открыт для всех желающих, а комиксы, созданные из страновых шаров легко закрепляются в сознании,-пояснила аудитории Вихрова, —
Мы видим яркие узнаваемые образы всех без исключения стран, а также шар Европейского союза с характерной символикой. Но шар ЕАЭС почему-то фиолетовый и украшен абстрактным узором. То есть с реальной символикой интеграционного объединения countryball ЕАЭС никак не связан. Даже простейший символ Евразийского экономического союза в молодежной среде отсутствует,»-заключила эксперт. По результатам выступления представители ЕЭК обратились к факультету журналистики МГУ с предложением разработать страновой шар для Евразийского экономического союза.

Завершая свое выступление, директор ЦЕАМИ выделила ряд проблем, которые формируются во время межвузовского сотрудничества и академической мобильности в границах ЕАЭС: 

  • Языковой барьер. Например, в Киргизии и Казахстане сотрудникам ЦЕАМИ приходится искать русскоязычных коллег. Кроме того, при работе со СМИ и научными текстами на основных государственных языках мы сталкиваемся с дополнительными затратами на перевод.
  • Недостаточное финансирование (мы видим, что все тематические мероприятия — это инициатива ЕЭК или грантовая поддержка, неориентированная напрямую на евразийскую тематику)
  • Слабая вовлеченность исследователей как результат низкой информированности. У академического сообщества формируется ощущение, что тема неперспективная и будет невостребованной. Когда на практике исследователи понимают, что это не так, возникает обратная ситуация -конфликт интересов внутри академического сообщества. С этим мы столкнулись при работе с коллегами в одной из стран-партнеров. «Тема перспективная, и я ее никому не отдам». Очевидно, что такой подход мешает расширению академических контактов внутри отдельных вузов, а иногда и увеличению числа партнерских вузов внутри одной страны.