Академическая мобильность на пространстве ЕАЭС: взгляд из Армении

25 ноября 2021

О стандартизации программ факультетов журналистики и перспективах развития кооперации вузов на пространстве ЕАЭС редакция ЦЕАМИ побеседовала с Жаном Григорьевичем Багияном, заместителем исполнительного директора по учебной работе Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Ереване.

– В число Стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года впервые с момента создания ЕАЭС были включены такие сферы как образование и наука. Как Вы оцениваете перспективы экономической интеграции в указанных областях?

Это правильный шаг. Наука и образование в странах ЕАЭС, на мой взгляд, недооценены. Между тем у этих стран огромный потенциал, который в свое время успешно реализовывался в рамках советской системы образования. Необходимо восстанавливать некогда утраченные научные связи и налаживать новые каналы сотрудничества.

– Некоторые эксперты рассуждают о необходимости создания унифицированной системы образования в рамках ЕАЭС. Как Вы оцениваете данную перспективу? 

ЕАЭС — состоявшаяся многопрофильная структура: экономисты, юристы, IT сфера, маркетинг, связь с общественностью- практически все специальности могут быть востребованы здесь, даже лингвисты-переводчики. К нам, например,  недавно обратились коллеги с просьбой предоставить переводчиков, поскольку возникла необходимость перевода на армянский язык массы документов, актов, постановлений.    Вузам стран-участниц остается лишь объединиться,  синхронизировать учебный процесс, учебные планы, рабочие программы под нужды платформы и выпускать специалистов, исследователей,  сотрудников для организации, за этим будущее.

– Какие направления международного партнёрства в сфере образования сегодня являются наиболее актуальными и, какие из них можно применить в рамках организации сотрудничества вузов в ЕАЭС?

В мировой практике  десятилетиями разрабатывались успешные проекты в сфере образования, которые в том числе активно реализуются и в странах ЕАЭС. Все они, как правило,  преследуют единые цели: стимулирование программ академической мобильности, обмен молодыми специалистами, повышение квалификации профессионального уровня преподавателей. Принцип работы наиболее успешных из них, скажем, Erasmus Mundus, Tempus, также может быть применен к модели развития образования и науки в ЕАЭС, безусловно, с учетом специфики местных реалий. 

– Имеет ли смысл разработка единых образовательных стандартов по журналистике для государств-членов Евразийского экономического союза? Создание сетевых университетов?

Обязательно, причем стандарты должны непременно регулироваться на государственном уровне. В Армении, например, функционирует большое количество зарубежных донорских и профессиональных организации, программы и курсы по журналистике которых не регулируются со стороны государства. Как результат, в сфере журналистского образования услуги могут предоставлять любые организации, обладающие финансовыми ресурсами. Что касается сетевых университетов, то, конечно, академическая мобильность только увеличит возможности профессионального роста журналистов и повысит качество их подготовки.

– Как Вы оцениваете перспективу реализации совместных магистерских программ по журналистике и программ подготовки кадров высшей квалификации на пространстве ЕАЭС?

         Это интересная и практически неисследованная ниша. Думаю, флагманом в данной сфере должен стать факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. С учетом накопленного огромного опыта Московского университета, который на протяжении нескольких десятков лет успешно осуществляет образовательную деятельность в странах ЕАЭС посредством своих филиалов, реализация подобных программ может быть более продуктивной в случае вовлечения филиалов МГУ. Именно филиалы могут стать связующим звеном между головным вузом и местными вузами при реализации подобных программ. 

– Какие факторы сегодня препятствуют расширению кооперации вузов и развитию академической мобильности в ЕАЭС? Например, если рассматривать опыт сотрудничества факультетов журналистики на постсоветском пространстве?

Расширение кооперации между вузами стран ЕАЭС — это всего лишь вопрос времени. Препятствий никаких нет, есть обоюдное решение стран-участниц о сотрудничестве в сфере науки и образования, а это означает, что механизм уже запущен, и в обозримом будущем мы уже увидим первые результаты. Ярким примером является создание Центра Евразийских медиаисследований на базе факультета журналистики МГУ, который объединил специалистов из вузов ЕАЭС. Что касается журналистского образования, у нас уже имеется показательный опыт сотрудничества с факультетом журналистики МГУ. С 2015 года в филиал были командированы более 40 высококвалифицированных сотрудников факультета во главе с деканом Еленой Леонидовной Вартановой. Специалисты МГУ за этот период не только обеспечивали образовательный процесс, но и проводили открытые лекции, круглые столы, мастер-классы для действующих журналистов республики, студентов и преподавателей из вузов Армении, широких академических кругов.

– Какие возможности для студентов вузов ЕАЭС сегодня предлагает Ваш факультет? 

В филиале обучение сегодня ведется на шести направлениях в бакалавриате, реализуются магистерские программы по экономике, международным отношениям и юриспруденции. За это время было осуществлено три выпуска в бакалавриате и один в магистратуре. Выпускники с дипломами МГУ пополнили ряды специалистов, как в Армении, так и за ее пределами.   Большинство наших студентов являются гражданами России и других стран участниц ЕАЭС.  В учебных планах обязательно присутствует тот или иной компонент, связанный с правовой, экономической, политической или международной интеграцией в ЕАЭС, разные виды практик проводятся в соответствующих структурных подразделениях, локальных департаментах ЕАЭС в республике. Важно подчеркнуть, что мы предоставляем возможность всем учащимся получать качественное образование главного вуза России по стандартам и учебным планам МГУ имени М.В. Ломоносова у лучших профессоров из России, и все это на территории Армении.