Образ ЕАЭС в средствах массовой информации США и Великобритании: экспертная аналитика
29 ноября 2021
О том, какой образ Евразийского экономического союза сегодня формируют и транслируют аудитории СМИ США и Великобритании, редакция ЦЕАМИ поговорила с к.ф.н., директором Центра евразийских медиаисследований факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ольгой Юрьевной Вихровой.
Что представляет собой имидж Евразийского экономического союза в западных СМИ?
Имидж – это целенаправленно сформированный устойчивый образ территории. Никакой системной работы по его построению с момента основания ЕАЭС и по текущий 2021 год не ведется. Документов стратегического планирования или отдельных нормативных правовых актов, регулирующих данное проблемное поле, ЕЭК также принято не было, поэтому пока мы можем говорить только об образе интеграционного объединения в зарубежных медиа.
Что представляет собой этот образ?
В американских новостных СМИ есть две основные тематические доминанты, ни одна из которых не соответствует действительности.
Результаты контент-анализа 15 ведущих онлайн СМИ США за 2014-2020 годы показали, что подавляющее большинство материалов о Союзе или с его упоминанием характеризуется негативной эмоциональной тональностью. При этом ЕАЭС представляется аудитории не как экономическое интеграционное объединение, а как личный проект президента РФ Владимира Путина, ориентированный на воссоздание Советского союза и установление господства России на постсоветском пространстве. Авторы ряда публикаций даже утверждают, что вхождение в Союз других республик осуществляется по принуждению, против их воли.
Если говорить о второй тематической доминанте, то в остальных материалах, для которых характерен негативный фон, сомнениям подвергается жизнеспособность Евразийского экономического союза как таковая.
Если обобщить, то американские СМИ презентуют Евразийский экономический союз как сомнительное с точки зрения жизнеспособности интеграционное объединение, созданное по инициативе президента РФ с целью воссоздания Советского союза, которое состоит из властной и единолично доминирующей в нем России, а также вступивших под ее давлением республик.
О каких именно СМИ Вы говорите, когда упоминаете негативно окрашенные материалы? Есть ли «передовики» в этой антиевразийской риторике?
Если мы говорим об упоминаниях ЕАЭС в новостях США, то негативный фон преобладает в материалах NBC News (100%), The Washington Post (75%), The Guardian (73,7%), New YorkTimes (66,7%), ВВС News (62,5%), Fox News (50%) и Mail Online (45,5%). При этом важно понимать, что речь идет не об огромных цифрах, общее число упоминаний чрезвычайно мало. Для примера, если мы говорим об NBC, то общее число материалов за семь лет составляет всего 3 штуки, для The Washington Post– 8 , The Guardian 29, New York Times – 3 материала, ВВС News – 16, Fox News – 10 и Mail Online – 11.
Как видите, «передовиками» по соотношению числа материалов и негатива являются британские СМИ, которые входят в рейтинг наиболее популярных новостных СМИ в США наравне с американскими и, следовательно, в равной степени оказывают влияние на формирование восприятия аудиторией интеграционного объединения.
При осуществлении контент-анализа материалов британских СМИ за тот же период, понимаешь, что риторика США – гораздо мягче и более безобидна, если этот термин вообще может быть уместен в контексте информационного противоборства. Американские журналисты, наравне с британскими, активно используют эмоционально-оценочную лексику, но можно с уверенностью говорить о том, что «градус агрессии» в западных СМИ обратно пропорционален территориальной удаленности от стран Союза. Таких материалов как «Thegangster’s games: By endorsing Putin’s murderous and corrupt regime, the Olympic movement hasallowed itself to be hijacked by evil — as it once was by Hitler» («Бандитские игры: поддерживая кровавый и коррумпированный режим Путина, олимпийское движение позволило злу захватить себя, как когда-то при Гитлере») или «The 6ft 7in boxing champ fighting to halt Vladimir Putin’sblood soaked new war on the West» («Двухметровый чемпион по боксу борется за то, чтобы остановить развязанную Владимиром Путиным кровавую войну на Западе») (оба материала – Daily Mail) в американских СМИ вы не встретите.
Совпадает ли риторика американских и британских СМИ, раз уж мы заговорили о вторых?
Только частично. В большинстве новостных материалов Великобритании Евразийский экономический союз характеризуется как «кремлевский проект», созданный для противодействия Европейскому союзу. Интеграционное объединение именуют не только «соперником ЕС» и «оппозиционным Евросоюзу субъектом», но даже и «контрмоделью ЕС». На втором месте в британских СМИ находится уже знакомая нам страшилка о воссоздании СССР. Интересно, что на фоне остальных британских СМИ, The Guardian является абсолютно безобидным, предлагая лишь 48% материалов с негативной эмоциональной тональностью от общего числа публикаций о ЕАЭС. Средний показатель для Daily Mail Online, The Independent и The Sun составляет около 52%, для Daily Mirror, Daily Express, The Telegraph и BBC News – свыше 65%, а Channel 4 News демонстрирует все 100%. При этом общее число материалов также очень мало и составляет 94 штуки.
Трансформировался ли образ ЕАЭС в западных СМИ с 2014 года по настоящее время?
Нет, с 2017 года Евразийский интеграционный союз в информационном пространстве Запада фактически не присутствует. Число упоминаний в настоящее время является ничтожно малым. Количество материалов, в которых упоминается ЕАЭС, в США с 2014 по 2020 год сократилось с 45 до четырех, в британских СМИ – с 36 до двух. Исключением является однократное увеличение количества материалов в американских СМИ, наблюдаемое в апреле 2019 года. Волну интереса со стороны журналистов вызвала позитивная оценка перспектив сопряжения Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс — один путь» президентом РФ Владимиром Путиным, о чем глава государства сообщил в рамках выступления на одноименном международном форуме в Пекине.
Связано ли отсутствие системной работы, направленной на построение имиджа ЕАЭС в зарубежных СМИ, с отсутствием в этом практической необходимости?
В контексте построения международных отношений крайне важно располагать точными данными о том, какими характеристиками обладает образ, сформированный медиа в сознании представителей различных аудиторий. Негативное отношение к странам ЕАЭС, которое может сформироваться у массовой аудитории в условиях международного информационного противоборства при бездействии или недостаточно координированных контрмерах по формированию имиджа со стороны самих государств, может повлечь за собой стагнацию различных отраслей, (начиная с туристической), негативно влиять на экспорт, привлекательность единого рынка труда, а также служить барьером к увеличению иностранных инвестиций.
Укрепление позиций ЕАЭС на мировой арене, как с точки зрения расширения торгово-экономических отношений с третьими странами, так и с позиций поддержания геополитической стабильности в регионе, должно сопровождаться целенаправленной работой по информационному сопровождению евразийской интеграции, ориентированному не только на информационные пространства стран-участниц, но и на внешние медиарынки. И если повышению информированности населения стран-участниц о ЕАЭС в последние два года стали уделять внимание, что подтверждается включением пункта об обеспечении широкого доступа населения стран к информации о Союзе в Стратегию развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, то вопрос работы с зарубежными медиапространствами пока остается открытым.