Образование в Центральной Азии: западный или евразийский вектор развития?

23 ноября 2022

В рамках 18-ой министерской встречи «Европейский Союз — Центральная Азия» в Самарканде заместитель министра иностранных дел Кыргызстана Айбек Молдогазиев предложил открыть филиалы европейских вузов в странах Центральной Азии. Сейчас в регионе реализуются 18 проектов с участием 43 узбекских вузов и 58 университетов стран Евросоюза и Центральной Азии. 

 – Развитие многостороннего сотрудничества в образовательной среде крайне важно для любого государства, интегрированного в международное образовательное пространство. При этом в текущей ситуации важно также направить усилия и на расширение сотрудничества и активизацию взаимодействия между вузами, расположенными в границах СНГ. Ведь вузы — это не только образовательные учреждения, но и центры распространения языка и культуры. – отмечает к.ф.н., директор Центра Евразийских медиаисследований факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ольга Вихрова  – Связанные общим историческим прошлым мы с 1991 года вместе искали и продолжаем искать баланс между бережным сохранением национальных культур, развитием национального самосознания населения бывших республик СССР и сохранением общего языкового пространства. Многочисленные обменные образовательные программы для школьников и студентов, а также программы включенного обучения, реализующиеся на постсоветском пространстве – иллюстрация того, что решить потавленные задачи удается.

При этом эксперт подчеркнула, что западная культура распространяется более агрессивно и далеко не всегда бережно обращается с национальными:

– Даже поверхностная вестернизация ведет к размыванию не только ценностей, но и языковых кодов, что уже сегодня прослеживается в речи евразийской молодежи. Приведу простой пример. Сегодня на пространствах социальных сетях часто встречаются такие словосочетания как «Қазақша вайб», «Русский вайб» и «Кыргызча вайб». На первый взгляд, англицизм объединяет. Но нужна ли нам унификация, обедняющая национальные языки? Многосторонний культурный обмен и развитие сотрудничества в образовательной среде необходимы, но подход должен быть взвешенным. В современных условиях – вдвойне.  – заключила Вихрова.

Источник фото: пресс-служба АГУ